Из какой фанеры делать лодку: подробный разбор

Аркадий Валерьевич
Главный редактор

Ключевая характеристика фанеры, которая может использоваться для строительства судов — высокий уровень водостойкости. Учитывая количество времени, которое материал находится в контакте с водой, без специальной обработки, он разбухнет и потеряет свои эксплуатационные характеристики. Чтобы этого не произошло и шпон прослужил как можно дольше, нужно использовать специальные сорта, в которых предусмотрена подобная защита. Разберемся, какая фанера лучше для лодки и какие у нее должны быть характеристики.
Требования к материалу
Шпон, который используется для строительства лодок называется бакелитовым или бакелизированным и отличается следующими свойствами:
- Водостойкость — листы сохраняют целостность пластин даже при воздействии большого количества влаги в течение длительного времени. Минимальный срок службы данного материала составляет 15 лет даже при постоянном контакте с водой.
- Устойчивость к огню. Даже при возгорании, пламя не распространяется по площади пласта, а начинает тлеть, не выделяя при этом токсичных веществ. Это важное преимущество, потому что остальные виды шпона очень легко возгораются, при этом выделяется едкий дым, который опасен для человеческого организма.
- Высокий уровень прочности. Данный вид шпона можно сравнить с листами из стали по данной характеристике. Такие пласты не гнутся, не гниют и имеют длительный срок службы.
- Защита от плесени и грибка, которые неизбежно образуются при длительном воздействии влаги. У бакелитового шпона специальная антисептическая обработка, не допускающая появления подобных деформаций. Поэтому материал может использоваться для пола в лодку, который постоянно в контакте с водой.
- Ударопрочность — материал не деформируется даже под сильными нагрузками и воздействием погодных явлений, что также обеспечивает долговременность эксплуатации.
Виды

Бакелитовый шпон делится на несколько видов, разницу между которыми важно изучить, чтобы понять, что именно выбрать для лодки.
- 1ФБВ — пласты, которые соединяются водорастворимой смолой более безопасной для человеческого здоровья. У такого материала уровень водостойкости ниже, поэтому он чаще используется для внутренних частей судна, которые не находятся в постоянном контакте с водой.
- 1ФБС — здесь для соединения пластов используется спирторастворимая фанера, которая обеспечивает более высокий уровень защиты от воды. Поэтому ее используются для изготовления палубы и наружных частей судна, которые постоянно находятся в море или в реке.
Если к названию каждой категории добавляется цифра «1», это говорит о том, что обработка спирто- или водорастворимой смолой проводится с обеих сторон, что увеличивает прочность материала и продлевает срок его службы.
Чтобы шпонированные пласты служили долго и не деформировались со временем, поверхность должна быть цельной, на ней не должны присутствовать сколы, трещины и нахлесты. Также важно, чтобы торцы были тщательно обработаны, так как именно с этих участков чаще всего начинается деформация. Если приобретаете материал для строительства собственной лодки, внимательно изучайте состояние каждого листа, чтобы исключить риск неприятных последствий.
Оцените эту статью:
Какие виды фанеры подходят для постройки лодки?
Для изготовления лодки лучше подойдёт морская (водостойкая) фанера, которая изготавливается с пропиткой связующими веществами. Такая фанера устойчива к воздействию воды и способна длительное время сохранять прочность в условиях эксплуатации на воде. Также можно использовать морозостойкую и огнестойкую фанеру, если лодка предназначена для эксплуатации в суровых погодных условиях или с соблюдением мер пожарной безопасности.
Как толщина фанеры влияет на характеристики лодки?
Толщина фанеры оказывает влияние на основные характеристики лодки. Более тонкая фанера легче, но менее прочна и может деформироваться под нагрузкой. При увеличении толщины лодка становится жестче и выносливее, но тяжелее. Оптимальная толщина зависит от типа и размеров лодки, а также от предназначения - для рыбалки можно использовать фанеру потоньше в отличие от транспортных судов.
Какую роль играет количество слоев в фанере для лодки?
Количество слоёв оказывает влияние на прочность конструкции лодки. Фанера с большим числом тонких слоёв прочнее за счёт меньшей вероятности распространения трещин между слоями. Однако она тяжелее фанеры с меньшим количеством более толстых слоёв при одинаковой общей толщине. Для лодки лучше использовать многослойную фанеру, чтобы обеспечить долговечность при эксплуатации и стойкость к механическим повреждениям.
Влияет ли вес фанеры на плавучесть лодки?
Вес фанеры непосредственно влияет на плавучесть лодки, так как от него зависит общая масса судна. Чем легче фанера, тем меньше вес лодки и выше её плавучесть. Однако при снижении веса фанеры уменьшается и прочность конструкции. Для лучшей остойчивости и возможности брать больше груза на борт целесообразно подбирать наилегчайший вид фанеры при сохранении необходимой прочности для данного типа лодки.
Вам будет интересно: