Что такое транспортная фанера: подробный обзор

Аркадий Валерьевич
Главный редактор

Транспортной называется фанера, которая используется в автомобильной промышленности. Расскажем, чем она отличается от обычной, как ее применяют, а также в чем преимущества и недостатки.
Общая информация
Под данным материалом понимается ламинированный шпон, покрытый специальной пленкой, которая увеличивает защитные свойства листа и продлевает срок эксплуатации. Такая финишная обработка положительно влияет и на внешний вид материала — получается гладкая блестящая текстура, которая хорошо смотрится в интерьере.
Но основное применение такой шпон находит в работах, где требуется повышенная износостойкость. В монолитном строительство из нее делают опалубку, которую можно использовать множество раз подряд — это позволяет сэкономить финансовые средства, усилия и время.
Ламинированная фанера имеет разные варианты обработки поверхности, к транспортной относятся листы, которые имеют сетчатую структуру с одной или с обеих сторон.
Основные требования
Транспортная фанера должна соответствовать следующим требованиям:
- высокий уровень прочности и жесткости, благодаря чему материал выдерживает любую нагрузку, которая может образоваться в процессе погрузки груза или его разгрузки;
- ровная поверхность, которая сводит к минимуму риск возникновения дефектов у груза;
- устойчивость к повышенной влажности и температурным перепадам, которые могут возникнуть внутри тента или прицепа в процессе перевозки грузов;
- высокий коэффициент трения, благодаря чему исключается риск того, что тары будут самопроизвольно перемещаться внутри прицепа во время движения авто.
Таким образом, материал показывает оптимальное соотношение прочности и легкости, а сетчатая поверхность обеспечивает сохранность груза во время транспортировки.
Особенности изготовления

Фанерные листы производят из любых пород дерева. Чаще всего это хвойная древесина, у которой высокий процент содержания смолы, что обеспечивает антисептические свойства материала — риск образования плесени и грибка минимален. Также шпон добывается из березы, в этом случае в качестве защиты от влажности выступает пропитка.
Нарезанные шпонированные ленты пропитываются специальным клеящим составом, затем помещаются под пресс — горячий и холодный.
В качестве клея используются различные составы:
- 1Фенолформальдегидная смола, которая обеспечивает высокий уровень защиты от влаги, повышает износостойкость и прочность материала, который выдерживает температурные перепады и механическое воздействие. Но такая смола выделяет токсичные вещества, поэтому не рекомендуется к использованию внутри жилых помещений.
- 2Бакелитовый лак, создающий максимальную защиту древесины от внешнего воздействия. Листы, покрытые таким составом выдерживают не только контакт со влагой, но и длительное пребывание в воде, в том числе, соленой. Поэтому материал часто используют для строительства судоходного транспорта.
Габариты и толщина
Технические характеристики материала разные и зависят от параметров листа. Производители выпускают стандартные пласты, длина которых варьируется от 2440 до 3000 мм, а ширина — от 1220 до 1500 мм. При этом доступен заказ листов по индивидуальным меркам — так вы не будете тратить время на обрезку лишних сантиметров и сможете ускорить монтаж.
Минимальная толщина материала — 3 мм, максимальная — 30 мм, чем больше цифра, тем выше нагрузка, которую выдерживает материал. Однако это также влияет на стоимость материала, поэтому перед покупкой нужно исходить из задач, которые будут решать шпонированные листы — если вам не нужна максимальная износостойкость, нет смысла переплачивать.
Особенности эксплуатации
Стандартное использование транспортного шпона заключается в обшивке прицепов и вагонов, что позволяет улучшить звуко- и теплоизоляцию. Другие особенности эксплуатации определяются толщиной материала:
- если она меньше 6 мм, листы используются для обшивки в рефрижераторах — материал устойчив к изморози и конденсату, которые образуются внутри;
- от 6 до 9 мм — стандартная толщина, которая подходит для обшивки стен в любых прицепах и фургонах;
- от 9 до 12 мм — параметр, который подходит для облицовка пола в автоприцепах, а также для создания настила в самодельных лодочных конструкциях;
- от 24 до 30 мм — самые толстые листы, с помощью которых можно выравнивать пол в автофургонах.
Если во всех случаях использовать материал с сетчатой текстурой, он исключает скольжение внутри прицепа. Это касается как груза, который останется в сохранности, так и грузчиков, которым будет комфортно выполнять погрузочно-разгрузочные работы.
Процесс монтажа

Установить шпонированные листы внутри автофургонов не представляет никаких сложностей, на это потребуется минимум инструментов и усилий, даже если это ваш первый опыт работы с материалом.
Алгоритм действий следующий:
- 1Подготовить саморезы по металлу с прессшайбами, которые будут использоваться в качестве крепежей.
- 2Сделать отверстия в листах, которые соответствуют размеру деталей, которыми листы будут крепиться.
- 3После того, как листы будут закреплены, нанести на торцы резиновую краску, которая отличается гидроизоляционными свойствами. Это касается листов, пропитанных фенолформальдегидной смолой, бакелитовый шпон не нуждается в дополнительной защите.
- 4В конце монтажных работ, когда все листы будут закреплены на своих местах, а торцы тщательно обработаны, нужно накрыть все швы герметиком на силиконовой основе и заложить нащельниками из пластика и металла. Это нужно для того, чтобы исключить попадание влаги внутрь древесины в процессе эксплуатации.
Таким образом, транспортная фанера может использоваться и в других сферах, благодаря своим эксплуатационным характеристикам. А в автопромышленности такой материал применяется для различных целей — благодаря оптимальному соотношению цены и качества.
Оцените эту статью:
Каковы основные отличия транспортной фанеры от строительной?
Основные отличия транспортной фанеры от строительной заключаются в ее повышенной влагостойкости и прочности. Транспортная фанера предназначена для перевозки и хранения грузов в открытых условиях, поэтому должна хорошо переносить воздействие атмосферных осадков и климатических факторов. Строительная фанера применяется внутри помещений и менее подвержена воздействию влаги, поэтому к ней предъявляются менее жесткие требования по этому параметру. Кроме того, транспортная фанера изготавливается из более прочных пород древесины и имеет большую толщину для обеспечения необходимой прочности при перевозке тяжелых грузов.
В каких областях наиболее часто применяется транспортная фанера?
Наиболее широко транспортная фанера применяется в автомобильной индустрии для укладки и надежного крепления грузов при их перевозке автотранспортом. Также большие объемы транспортной фанеры используются на железнодорожном транспорте для обеспечения безопасной перевозки различных грузов в вагонах. Значительные количества этого строительного материала поставляются на судостроительные верфи, где она находит широкое применение при изготовлении укладочных листов, контейнеров и отделке помещений судов. Транспортная фанера также завоевала популярность в строительной сфере благодаря своей прочности и влагостойкости для изготовления временных ограждений, поддонов и настилов на стройплощадках.
Каким образом производится транспортная фанера?
Транспортная фанера производится путем прессования слоев древесных пластинок с перекрещивающейся направленностью волокон под большим давлением и температурой. Для повышения прочности фанерные листы пропитываются составами, увеличивающими их влаго- и гниестойкость. Затем фанера режется на заготовки необходимого размера и формата в зависимости от предполагаемого применения. Для придания транспортной фанере дополнительной прочности и долговечности она подвергается высокотехнологичной импрегнации специальными химическими веществами. Благодаря сложному технологическому процессу изготавливается фанера, способная выдерживать значительные механические и климатические нагрузки.
Как хранить транспортную фанеру для сохранения ее характеристик?
Для сохранения качественных характеристик транспортной фанера подлежит правильному хранению. Ее необходимо размещать в закрытых, сухих и хорошо проветриваемых помещениях, где отсутствует прямое солнечное излучение и барометрические колебания. Стеллажи с фанерой должны находиться на расстоянии от стен и друг от друга для циркуляции воздуха. Периодически следует контролировать влажность материала и при появлении конденсата проветривать помещение. Соблюдение правил хранения позволяет сохранить высокую влагостойкость и прочность фанеры на протяжении длительного времени.
Вам будет интересно: