Авиационная фанера: особенности и преимущества

Аркадий Валерьевич
Главный редактор

Фанерные листы делятся на разные виды и марки, в зависимости от того, какое исходное сырье используется для изготовления и какие особенности есть у процесса производства. Один из самых прочных вариантов — авиационный шпон, который используется в самолетостроении. Расскажем, в чем плюсы такого материала и чем он отличается от других видов фанеры.
Общая информация
Авиационным называется шпон, который используют для создания конструкций с повышенной прочностью. Он представляет собой лист, состоящий из нескольких слоев — они накладываются поперечно друг другу, пропитываются клеящим составом и отправляются под пресс, где обрабатываются под горячей температурой и высоким давлением.
Такая прочность достигается путем использования двух составляющих:
- смолы на основе фенола, который применяется в качестве пропитки и соединяет слои;
- бакелитового лака, который покрывается лицевая сторона готового пласта.
Каждый из этих составов обладает влагоотталкивающими свойствами, поэтому в совокупности они обеспечивают максимальную защиту от внешнего воздействия — внутренние слои надежно защищены от проникновения воды, ультрафиолета и воздушных потоков.
Особенности и преимущества

Данный вид шпона характеризуется следующими особенностями, которые отличают его от других марок:
- Невысокий уровень плотности, благодаря чему на конструкцию приходится минимальная нагрузка — она не утяжеляется, но при этом отличается хорошей грузоподъемностью.
- Высокий уровень гибкости — данный вид листов можно сгибать и создавать из них конструкции разной формы без риска образования трещин и других деформаций.
- Отличная сопротивляемость механическому воздействию — материал хорошо переносить нагрузки, удары, вибрацию и деформации.
- Улучшенная водостойкость — если другие виды шпона могут выдерживать кратковременное воздействие влаги, авиационная не деформируется даже при длительном пребывании под водой. Это играет ключевую роль в промышленном производстве, позволяя создавать прочные и надежные конструкции.
Виды
Несмотря на то, что авиационный шпон выделяется в отдельную категорию, он делится на подвиды, в зависимости от технологии изготовления:
- БП-А — где в качестве основы выступает фанерная плита первого сорта;
- БП-В — основу составляет шпонированный слой второго сорта;
- БПС-1В — состоит из двойной шпонированной прослойки, что значительно повышает прочность материала и его устойчивость к нагрузкам;
- БС-1 — представляет собой тонкий лист, пропитанный специальным составом, повышающим износостойкость. Именно этот вид называют авиационным за счет высокого уровня гибкости и прочности — материал обладает высокой гибкостью, позволяя сгибать его под острыми углами без риска растрескивания или утраты прочностных характеристик.
Тип поверхности

Шпонированный лист после изготовления может быть дополнительно отшлифован. В зависимости от этого этапа, материал делится на несколько видов:
- НШ — листы, у которых лицевая часть не отшлифована;
- Ш1 и Ш2 — листы, которые обработаны шлифовальной машиной, цифра указывает, сколько гладких сторон, одна или две.
Размеры
Производство авиационного шпона стандартизировано. Ширина листа может быть от 800 до 1525 мм, а длина — от 1220 до 3100 мм, в зависимости от производителя и конкретных требований. Таким образом, вы можете приобрести пласты как прямоугольной, так и квадратной формы. А при желании можно заказать пласты по индивидуальным замерам — так вы потратите меньше времени на распил листов.
Сфера использования

Несмотря на название, данный материал используется в различных отраслях. В первую очередь это авиапромышленность. Листы участвуют в конструировании хвоста, корпуса и других элементов летательных аппаратов. Также ими обшивают внутреннее пространство самолетных и вертолетных кабин. Материал не утяжеляет конструкцию и улучшает аэродинамичность.
Другие сферы использования:
- Кораблестроение — из листов изготавливают внешнюю часть судов, которая длительное время находится под водой. Также они используются для обшивки кают и палубы.
- Моделирование — легкость резки и монтажа сделала листы востребованными в создании макетов различных сооружений.
- Строительство — материал используется на разных этапах работ, когда предъявляются высокие требования к выносливости.
- Интерьерный дизайн — высокая гибкость позволяет создавать интересные решения для помещений.
Таким образом, авиационная — это фанера, которая больше подходит для промышленного производства. Она дороже остальных видов, поэтому ее применение в быту нецелесообразно, если нет повышенных требований к прочности конструкции.
Оцените эту статью:
В чем заключаются особенности изготовления авиационной фанеры?
Авиационная фанера подвергается более строгим требованиям в производстве. Используются тщательно отобранные породы древесины, исключающие дефекты. Фанера изготавливается методами, обеспечивающими максимальную однородность по прочности и герметичность. Контроль качества на всех этапах производства более жесткий, а документация позволяет проследить историю каждой партии фанеры.
Какие требования предъявляются к материалам и технологиям производства авиационной фанеры?
При производстве авиационной фанеры соблюдаются повышенные требования. Используются только высококачественные породы древесины без дефектов. Склеивание листов производится с применением авиационных составов, обладающих повышенной прочностью и устойчивостью к различным воздействиям. Технологические режимы изготовления, включая температуру и давление прессования, тщательно регламентированы для обеспечения однородных характеристик готовой продукции.
Каковы требования к герметичности и водонепроницаемости авиационной фанеры?
Авиационная фанера должна полностью исключать проникновение воды и влаги внутрь конструкции. Водонепроницаемость обеспечивается за счет плотного заполнения всей массы фанеры высокого качества жировым или полимерным клеем. Кроме того, на лицевую поверхность наносятся герметизирующие покрытия, дополнительно защищающие от воздействия влаги. Вся технология изготовления рассчитана на полный отказ от проникновения воды и обеспечение герметичности фанеры на длительный срок эксплуатации.
Чем отличается авиационная фанера от фанер другого назначения?
Авиационная фанера имеет более высокие требования по качеству сырья и производственным процессам по сравнению с фанерой общего назначения. Она подвергается более жесткому контролю на всех этапах изготовления и обладает повышенной прочностью, водонепроницаемостью. Также авиафанера сохраняет заявленные характеристики дольше при эксплуатации в широком диапазоне температур и влажности, что обусловлено высоким качеством сырья и технологии применения.
Вам будет интересно: